Как оперативно получать информацию о прибыли группы компаний Demand Forecast – оптимизация складских запасов на платформе Deductor Задача про Малыша и Карлсона Модель деятельности предприятия Задача про Малыша и Карлсона Бизнес-Процессы Новые технологии [производство] Продторг [оптовые продажи, производство] Силикс — Прогноз [производство] Рея [фармацевтическая компания] Спецтехника Авенир (лимитирование) Авенир (P&L) Прибыли и убытки Авенир (прогноз затрат) Силикс — Прибыли и убытки [производство, продажи] Силикс — Консолидация [производство, продажи] Реструктуризация УМНЦ в ИДПО [процессы, образование]
3

«Треугольника Карпмана» (агрессор-жертва-спасатель)

Категория: Отношения


У всех людей независимо от их профессии или знаний существует потребность в эмоциональном общении. То есть в общении, которое вызывает заметное изменение типичного эмоционального состояния. Именно данный контекст лежит в основе образования желаемых вторичных выгод от разыгрывания тех или иных ролей и ролевого поведения. Отношения в рамках «Треугольника Карпмана» чётко следуют по эмоциональной динамике общения, минуя рациональный контекст. Каждый из участников «треугольных» отношений стремится в первую очередь достигнуть необходимых ему на текущий момент чувств. Для достижения необходимого и используются соответствующие роли. Итак, попробуем разобраться, как эти роли разыгрываются на эмоциональном уровне.

1) Агрессор
«Агрессор» реализует в рамках треугольника своё подавленное желание в доминировании (превосходстве) посредством легитимного настаивания на своей правоте. Для этого «агрессор» находит для себя обоснованный повод диктовать «жертве» свои условия, в виде обвинений или ультиматумов. В силу того, что «жертва» сопротивляется предъявленным условиям, «агрессор» поднимает своё эмоциональное состояние за счёт её подавления. Это и есть та базовая потребность, которая держит данную роль. Для роли «агрессора» очень важно наличие внутреннего обоснования своей правоты. Это условие является ключом для изменения этой ролевой установки и для трансформации отношений. Изменение у «агрессора» ощущения внутренней непогрешимости приводит к разрушению ролевого поведения. Но противодействие на уровне ответной агрессии со стороны «жертвы» или другого лица наоборот приводит «агрессора» в ещё большее возбуждение и усилению его агрессии.

2) Жертва
«Жертва» реализует в рамках треугольника своё базовое подавленное желание свободы путём отказа от всякой ответственности за свои действия и свой выбор. Дополнительно «жертва» может, стремится получать стороннее внимание, заботу, путём привлечения внимания к своим «несправедливым страданиям». Так же тут может отрабатываться пассивно-агрессивная позиция провокации явных агрессоров на свои действия с перекладыванием видимой ответственности за возникший конфликт на них. В качестве компенсации за свои «страдания» «жертва» может позже предъявлять материальные или эмоциональные претензии к бывшему агрессору, становясь по отношению к нему новым «агрессором». Именно «жертва» является базовой ролью в рамках «Треугольника Карпмана», остальные роли могут даже отсутствовать или быть виртуальными. «Жертва» легко переходит из своей роли «жертвы» в роль «агрессора» и наоборот. Основная трудность в работе с «жертвой» заключена в том, что она принципиально не видит причинно-следственных связей своих действий, ибо это как раз и есть та самая ответственность, от которой она стремится уйти. Реальным выходом из сложившегося ролевого расклада со стороны «жертвы» является изменение типичной эмоциональной динамики. Если показать бывшей «жертве» реальную возможность удовлетворить свои эмоциональные потребности иными способами, то есть вероятность того, что она пойдёт на принятие ответственности за свои действия, которое позволит «жертве» выйти из своей привычной роли.

3) Спасатель
«Спасатель» реализует в рамках треугольника своё подавленное желание проявлять агрессию. Но в отличие от «агрессора» он не может позволить себе открытое проявление своих желаний, вместо этого он использует механизм сопричастности с бывшей «жертвой», которую он переключает из типичной ей роли «жертвы» в комплиментарную роль «агрессора». «Спасатель» не желает вывести «жертву» из «треугольного расклада», ибо тогда он теряет эмоциональные выгоды от контакта с ней. Как и «жертва», «спасатель» не видит своей доли ответственности и стремится переложить её через «жертву» на её «агрессора». Ключом для разрушения роли «спасателя» является его принятие собственной агрессии. Как только «спасатель» понимает свой вклад в реализацию сторонней агрессивности пар «жертва» — «агрессор», то он теряет интерес к данным «треугольным отношениям».

Сказка о жертвах

Понравилась статья? Помогите и друзьям узнать о ней!

 

Похожие статьи:

Присоединяйтесь и меняйтесь вместе с нами: